87 годовщине любимой гимназии посвящается... История семьи в истории школы.

В первых числах января 1920 года в Таллинн из Гатчины прибывает семья военного инженера Василия Владимировича Немировича-Данченко с женой Ольгой Иосифовной, урожденной Добашинской. Еще для одной русской семьи началась жизнь в изгнании.

Жизнь эмигрантов всегда тяжела, особенно на переломе исторических эпох. В первую очередь это отражается на детях. В такие поворотные моменты особенно явно проявляется необходимость сохранения в подрастающем поколении своей национальной культуры, языка, памяти о предках и Родине.

Первые годы обустройства были тяжелыми для всех. Особенно когда на руках малолетние дети. Но Василию Владимировичу повезло. Как писал генерал-лейтенант Алексей Константинович Байов: «молодая Эстонская республика еще не успела наладить все отрасли своей государственной, общественной и торгово-промышленной жизни… эстонские руководящие сферы охотно привлекали к себе на службу русских эмигрантов и весьма широко пользовались их трудами: все военно-учебные заведения широко обслуживались русскими, а некоторые из них, высшего типа, были организованы русскими; налоговое законодательство было налажено русскими; некоторые отрасли промышленности также всецело были восстановлены русскими; эстонцы в то время широко пользовались услугами инженеров и других техников…». Таким востребованным специалистом оказался и Василий Владимирович Немирович-Данченко. Будучи военным инженером, к тому же, быстро выучившим эстонский язык, он оказался востребованным в министерстве путей сообщения Эстонии, где и прослужил всю свою жизнь. В конце 1939 годов он уже был главным инспектором министерства.

Так как рассказ далее пойдет об Ольге Иосифовне Добашинской, коснемся ее дореволюционной биографии.

Дочь директора Ярославского Кадетского Корпуса генерал-майора И.Добошинского, получившая прекрасное образование, могла бы спокойно жить до замужества на «генеральскую пенсию» своего отца. Но молодая генеральская дочь выбрала более сложный путь - с отличием закончив дополнительный курс, получила право преподавать и была назначена учителем словесности в Гатчинскую Мариинскую гимназию.

Мариинской эта гимназия, как и многие образовательные учреждения в России до 1917 года называлась в честь Императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Павла I. На собственные средства Императрица строила сиротские дома, приюты и даже создала целое Ведомство благотворительных учреждений. После смерти Императрицы многие российские гимназии и приюты были переименованы в ее память.

Еще в начале XX века женщин преподавателей было немного, в основном они были "классными дамами", которые уроков не преподавали, но присутствовали на них, наблюдая за поведением и успеваемостью, посещали учениц на дому, изучали условия семейной жизни, заботились о создании нормальных условий для успешного обучения своих подопечных.

В Мариинской гимназии Ольга Иосифовна с отличием прослужив более 15 лет, была Высочайше награждена «Мариинской медалью» - единственной в дореволюционной России именно женской наградой за государственную службу. В начале XX века Мариинский Знак в был самой почетной наградой для служащих женщин. Награждение им утверждалось лично Императором, а сам знак на владимирской ленте «носился не снимая, как орден Святого Георгия или орден Святого Владимира.»

После Октябрьского переворота 1917 года началась Гражданская война. В конце 1919 года войска генерала от инфантерии Николая Николаевича Юденича заняли Гатчину и вплотную подошли к Петрограду. В бинокли ясно был виден шпиль Адмиралтейства. Все обещало, что жизнь вернется в свое привычное русло. Но Белая армия отступила, и в последних числах декабря 1919 года Ольга Иосифовна вместе с мужем вынужденно покинула Россию. Как оказалось навсегда.

Столь подробный рассказ о ее дореволюционной службе не случаен. Именно педагогическое образование и опыт Ольги Иосифовны, организаторский талант и желание помочь окружающим, определили ее дальнейшую жизнь в Эстонии.

В августе 1923 года когда была открыта Таллинская городская русская гимназия и Ольга Иосифовна начала преподавать в ней. Позже, в 1927 году вместе с Татьяной Константиновной Малков-Паниной она участвовует в создании и работе благотворительного общества "Капля молока". Эта организация ежедневно снабжала более двухсот детей молоком, помогало им обувью, одеждой, праздничными подарками.

А годом ранее, в 1926 году вместе с Петром Петровичем Бараниным, генералом Владимиром Евдокимовичем Дмитриевым, генералом Алексеем Константиновичем Байовым и другими Ольга Иосифовна стала одним из организаторов и активных соработников благотворительного общества «Дом русского ребенка», способствовавшего распространению общего и специального образования среди русских детей. Трудами этого общества была создана, в том числе и Начальная Русская школа при Храме Рождества Пресвятой Богородицы - Казанской церкви (ныне ул.Лийвалая 38), в которой Ольга Иосифовна так же стала учительствовать.

Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, учившийся в те годы в этой школе вспоминает: «Когда пришло время отдать меня учиться, мама определила меня в очень маленькую школу, принадлежавшую Дому русского ребёнка. Эта школа находилась в помещении церковного дома Казанской церкви в Таллинне. Собственно говоря, оно и было когда-то помещением приходской школы. Очень маленькая школа, с очень маленьким коллективом и малым количеством учеников. Но дом стоял рядом с церковью, и я, обдумывая и вспоминая, пришел к выводу, что мой путь к священству начался именно там, при Казанской церкви, потому что там, в этой школе, были некоторые традиции, повлиявшие на всю мою последующую жизнь… В этом же доме, на втором этаже, жил настоятель Казанской церкви, пожилой батюшка отец Василий Каменев, седой, очень почтенного вида. Каждый день перед началом уроков у нас была молитва. Он приходил сам, читал молитвы и небольшой отрывок из Евангелия, а потом преподавал Закон Божий. Была ещё традиция на 6-й неделе Великого Поста всей школой говеть. Мы ходили на богослужения, на Литургии Преждеосвященных Даров. Ученики всей школой становились рядами со стороны Казанской иконы Божией Матери, вечером приходили самостоятельно. В пятницу вечером бывала исповедь, а в субботу мы причащались. Исповедь проходила очень таинственно, в настоящее время этого нет, а тогда у аналоя священника стояла ширмочка… Мы все исповедовались и причащались, причем на причастие старались надеть новую одежду и никогда не подходили к святой чаше в пальто, а снимали его перед причащением. Такие были традиции. Потом для всех в школе был чай. Я думаю, что близость школы к церкви, церкви к школе и отношение к нам церковных людей оказали на меня сильное влияние, а под этим влиянием, вероятно, и зародилось мое желание прислуживать в церкви…» http://www.orthodox.ee/index.php?d=arhierei/dets

Елена Васильевна Немирович-Данченко, дочь Ольги Иосифовны, так же учившаяся в этой школе, рассказывала: «так как помещений было мало, то в одной классной комнате порой обучалось сразу по два класса. Например, первый год обучения и второй. При этом, второклассники волей–неволей повторяли пройденное, а первоклашки хватали знания из второго…»

Все ученики Начальной школы при Казанской церкви затем продолжали учебу в Таллиннской русской гимназии. Так что можно с полным основанием, считать эту маленькую школу «Дома русского ребенка» неразрывной частью Таллинской Русской гимназии, о жизни которой можно будет рассказать в следующий раз.

К.Н-Д.

2 декабря 2010 г.

У всей русской эмиграции была сложная судьба, но изучая ее историю, события и людей, не устаешь удивляться, сколько выдержки, порядочности, духовности, крепкой веры и любви к своим собратьям проявлялось в эти трудные годы. И главное, что они смогли выстоять, сохранить культуру, вырастить детей. Остается только пожелать нашему поколению брать пример и ориентироваться на достойные идеалы и помнить "откуда наши корни".

Подпись под фотографией.

Альбом: Untitled Album


1920-е гг. Ученики начальной школы «Дома русского ребенка» во дворе Казанской Церкви. Среди учеников – О.И.Добашинская (Немирович-Данченко).

2 коммент.:

  1. Добро пожаловать на классный блог! Очень интересно узнавать об истории школы и наших семей.

     
  2. Кирилл Кириллович! Спасибо Вам, что поделились с нами историей нашей школы, воспоминаниями родных и своими мыслями.

     

Отправить комментарий